Пояснительная записка плана внеурочной деятельности в 1-4 классах 2024-2025 1.Внеурочная деятельность: определение, цель, задачи, принципы, функции. Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательнообразовательного процесса. по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе. Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; - воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Задачи внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Цель и задачи внеурочной деятельности сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»). Это ученик: - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в начальной школе: 1. Образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; 2. Воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся; 3. Креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; 4. Компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; 5. Рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка; 6. Профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию; 7. Интеграционная — создание единого образовательного пространства школы; 8. Функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; 9. Функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Принципами организации внеурочной деятельности в МБОУ « Кировская СШ» являются: - соответствие возрастным особенностям обучающихся; - преемственность с технологиями учебной деятельности; - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; - опора на ценности воспитательной системы школы; - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе: - реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы; - включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям; Ориентирами в организации внеурочной деятельности в МБОУ « Кировская СШ» являются: - запросы родителей, законных представителей; - приоритетные направления деятельности школы; - интересы и склонности педагогов; - возможности образовательных учреждений дополнительного образования; 2. Нормативная база 1. Приказ Миобрнауки РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Реестр. Протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22). Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Формы организации, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Время, отводимое на внеурочную деятельность в МБОУ « Кировская СШ», составляет 11 часов в неделю. Набор внеурочных занятий, их содержание формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность не может быть обязательной нагрузкой: ученик, в конечном счёте, должен иметь возможность выбирать из предлагаемых школой курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, праздники, мероприятия. План внеурочной деятельности определяет перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий. 3. Режим организации внеурочной деятельности Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения. План включает в себя следующие нормативы: Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут. Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 45 минут для отдыха и питания детей, что соответствует требованиям СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Общая характеристика внеурочной деятельности «Подвижные игры» Предметом обучения внеурочной деятельности «Подвижные игры» в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Цель программы сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры. Задачи программы: - Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни; - Формирование интереса к народному творчеству народов России. - Развитие познавательного интереса к народным играм, включение их в познавательную деятельность; - Воспитание чувства коллективизма; - Формирование установки на здоровый образ жизни; - Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям. Общая характеристика внеурочной деятельности «Язык солнечной Хакасии» Программа призвана расширять и углублять знания о родном крае. Хакасия дает первоначальное знакомство с природным, животным, растительным миром, символикой, устным народным творчеством, знакомство с праздниками, с традициями общения и играми. Проведение подобных занятий позволит детям ощутить народную культуру в её целостности. Народная культура будет осваиваться детьми в процессе интеллектуальной, художественной творческой деятельности. Цель: приобщение детей к родному языку и культуре родного края. - формирование умений общаться на хакасском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему овладению хакасским языком; Задачи: - Приобщать детей к родному языку; - формировать интерес учащихся к культуре, к быту и к обычаям хакасского народа; - развивать творческие способности обучающихся; - воспитывать дружелюбное и толерантное отношение к культуре народов, живущих на территории Республики Хакасия. - воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, к культуре края, сохранения его традиций. Общая характеристика внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разбита на четыре блока: Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов , составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества, понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Общая характеристика внеурочной деятельности «Лестница успеха» Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность “ Лестница успеха ”, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Необходимость в разработке программы заключается в желании детей узнать нечто новое. Главной целью его является на занимательном материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по предметам, показать учащимся, что учение не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие на разных ступенях обучения. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач: способствовать развитию интереса к учебному предмету; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием учебного материала; совершенствование общего развития учащихся; способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; способствовать развитию смекалки и сообразительности. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. Общая характеристика внеурочной деятельности «Разговоры о важном» Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры: Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основные задачи: - воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ « Кировская СШ _______________ Радченко Л.М. План внеурочной деятельности. 2024\2025 учебный год 1- 4 классы Направления внеурочной деятельности Состав и структура внеурочной деятельности Объём внеурочной деятельности в неделю Спортивнооздоровительное «Подвижные игры» 2 Духовно-нравственное «Язык солнечной Хакасии» 1 Социальное «Разговоры о важном» 4 Общекультурное Общеинтеллектуальное Профориентация Орлята России 1 Юный художник 1 «Функциональная грамотность» 2 «Лестница успеха» 1 Калейдоскоп профессий 1 Всего 13 План внеурочной деятельности. 2024\2025 учебный год 1- 4 классы Направления внеурочной деятельности Состав и структура внеурочной деятельности Объём внеурочной деятельности За год Спортивнооздоровительное «Подвижные игры» 68 Духовно-нравственное «Язык солнечной Хакасии» 34 Социальное «Разговоры о важном» «Орлята России» 136 «Юный художник» 34 Общекультурное 34 Общеинтелектуальное Профориентация Всего за год «Функциональная грамотность» 68 «Лестница успеха» 34 Калейдоскоп профессий 34 442