Пояснительная записка
Плана внеурочной деятельности в 5-9 классах 2025-2026 уч. г.
Во ФГОС ООО уделено особое внимание внеурочной деятельности, а также
определено пространство и время в образовательном процессе. В настоящее время в связи
с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование
внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной
программы, формируемой участниками образовательного процесса. В соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное,
физкультурно - спортивная, социальное.
Распределение часов внеурочной деятельности на каждый год основного общего
образования осуществляется с учётом интересов обучающихся, их родителей (законных
представителей) и возможностей школы.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на
принципах деятельностного подхода, в том числе через такие формы, как экскурсии,
кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества
Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут с
обязательным 10-минутным перерывом между занятиями. Продолжительность перерыва
между учебными занятиями и внеурочной деятельностью составляет не менее 45 минут.
Формирование групп осуществляется на основе заявлений родителей (законных
представителей) обучающихся. В течение учебного года обучающиеся и их родители
(законные представители) имеют возможность дополнительного выбора или замены вида
внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия в 5-9-х классах проводятся преимущественно с группой детей, по
отдельно составленному расписанию.
Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий составляет до 15 человек.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности в формах
отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательных отношений.
Цели внеурочной деятельности для обучающихся основного общего образования
создание условий для развития и воспитания личности обучающихся,
обеспечивающих
формирование
основ
гражданской
идентичности:
чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа,
воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и
правил.
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой
личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально
значимую практическую деятельность.
Задачи внеурочной деятельности для обучающихся основного общего образования
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном
взаимодействии с социумом.
2. Включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
3. Организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа
жизни.
6. Организация информационной поддержки обучающихся.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от
учёбы время.
Предполагаемые результаты реализации внеурочной деятельности основного
общего образования.
1. Приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
2. Формирование позитивного отношения обучающихся к базовым общественным
ценностям и к социальной реальности в целом.
3. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Основы физической подготовки»
Программа курса внеурочной деятельности «Основы физической подготовки»
предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных
занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных
соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий).
Основой ОФП являются развитие двигательных качеств человека: быстрота, сила,
ловкость, выносливость. Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов,
огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься
повсюду и в любое время года.
Цель и задачи проведения занятий ОФП - здоровьесбережение, здоровьеподдержание и
здоровьеформирование учащихся и содействие всестороннему гармоничному развитию
личности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- укрепление здоровья;
- повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
- овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья
обучающегося с учетом заболеваний;
- развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и
навыков;
- контроль дыхания при выполнении физических упражнений, обучение способам
контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и
физической подготовленности;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической
культурой;
- формирование у обучающихся культуры здоровья
Общая характеристика внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся
ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к
межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам,
знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения
известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей
через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое
просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
Общая характеристика внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации комплексной
и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-9 классов на основе
апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее»
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 6-9 классов, позволяющая сконцентрироваться на
достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно
подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и
направления получения профессионального образования. Одним из современных и
эффективных
вариантов
реализации
профориентационной
работы
в
общеобразовательной организации является участие школы во Всероссийском проекте
«Билет в будущее».
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию
готовности к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников
образовательного процесса.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 6–9 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
- построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико- ориентированного и
диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
- выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к
профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который
продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
- формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
Общая характеристика внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ»
Данный курс помогает учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по физике, информатике,
повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания.
В ходе реализации программы предусмотрены следующие виды деятельности:
познавательная, игровая, беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа,
консультация.
Значительная часть занятий направлена на практическую, совместную деятельность
обучающихся и педагога.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога.
Цель курса: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к
государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по форме ОГЭ.
Задачи курса:
- систематизация знаний теоритических основ физике, информатике за курс6-9 классов;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
- обучение правилам оформления экзаменационных работ;
- повторение основных терминов и понятий.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Клуб путешественников»
Содержание программы реализуется через экскурсии по Хакасии, походы, создание на
занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые
задания, практикумы и опытническую работу.
В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью
природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в селе.
Цель: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение
собственного культурного опыта.
Задачи программы: структура программы позволяет формировать у школьников общее
представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать
способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитывать
чувство гордости и патриотизма ; воспитывать такие личностные качества как доброта,
честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Общая характеристика внеурочной деятельности "Занимательная физика"
Программа расширяет программу школьного курса физики, одновременно ориентируясь
на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого
программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит учащихся с понятием
“задача”, знакомит с различными сторонами работы с задачами. При решении задач
особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физических явлений,
анализу полученного результата, решению задач по алгоритму.
Цели
- Глубокое усвоение материала путем овладения различными рациональными методами
решения задач.
- Активизация самостоятельной деятельности учащихся, активизация познавательной
деятельности учащихся.
- Усвоение фундаментальных законов и физических представлений в их сравнительно
простых и значимых применениях.
- Совершенствование методов исследовательской деятельности учащихся в процессе
выполнения экспериментальных задач, в которых знакомство с новыми физическими
явлениями предваряет их последующее изучение.
- Самоопределение учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.
задачи программы:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о
природе и о всеобщей связи явлений природы;
- овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики.
- развитие у учащихся устойчивого интереса к физике, как науке;
- формирование умений: безопасно обращаться с физическими предметами, простейшим
лабораторным оборудованием; соблюдать правила поведения во время проведения
физического эксперимента в кабинете физики (физической лаборатории); наблюдать и
анализировать физические и химические явления, происходящие в природе, в
повседневной жизни, в лабораторных опытах; объяснять результаты опытов; делать
обобщения и выводы; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
Общая характеристика внеурочной деятельности «Фантазёры»
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества,
бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на
протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Оно формирует
творческую личность, помогает глубже осознать чувство любви к Родине; поиск и
создание новых декоративных форм воспитывает у детей умение мыслить нестандартно,
дает возможность повысить общую культуру ребенка.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческих способностей у учащихся,
формирование эстетического отношения к миру через декоративно-прикладное
творчество.
Задачи:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края. России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных
ценностей многонационального российского общества;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;
формирование основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие познавательного интереса к расширению и углублению знаний истории разных
направлений декоративно-прикладного творчества, народных промыслов России,
национальных особенностей произведений декоративно-прикладного творчества, в
многообразии и самобытности традиций художественных культур народов России;
включение в познавательную деятельность, знакомство с некоторыми способами
декорирования предметов интерьера;
приобретение определенных знаний, умений по разным направлениям декоративноприкладного творчества.
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира.
Внеурочная деятельность 5-9 классы
2025-2026 учебный год
направлен
ие
ВД
Социальное
«Разговоры о важном»
Общеинтелле
ктуальное
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1
1
1
1
1
-
-
-
-
2
«Подготовка к ОГЭ»
(физика, информатика)
«Занимательная физика»
1
1
1
1
1
Духовнонравственное
«Клуб путешественников»
3
3
3
3
3
Спортивнооздоровитель
ное
Общекультур
ное
«Основы физической подготовки»
2
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
2,5
-
Профориента
ция
«Россия – мои горизонты»»
-
1
1
1
1
9,5
10,5
10,5
10,5
10
«Фантазёры»
Всего в неделю