Рабочая программа Русский язык 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
стандартом, на основе примерной программы среднего (полного) образования по
русскому языку, авторской Программы по русскому языку А.И. Власенкова к
учебнику Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова «Русский язык. Грамматика. Текст.
Стили речи» 10-11. М., Просвещение, 2014).
Цели и задачи учебной дисциплины.
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического
образования. Он представляет собой важнейший элемент литературного образования,
основу терминологической базы изучения иностранных языков.
Изучение русского языка в школе предполагает дальнейшую реализацию
метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено
на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих
способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других
школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника
практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют
социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.
Важнейшей задачей курса является также углубление и расширение знаний в области
лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений,
востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования
в вузе по избранной специальности.
Целями изучения русского языка в средней (полной) школе являются:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям
национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как
части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры
русского и других народов;


расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как
науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и
вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование
представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях
организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и
письма;



совершенствование умений анализировать единицы различных языковых
уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную
интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и
пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности;
формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительновыразительных возможностей художественного текста и проведения его
лингвостилистического анализа;



приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной
и второстепенной информации; овладение различными приемами
редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки
научной информации, представленной в том числе в электронном виде на
различных информационных носителях;



существенное расширение используемых языковых и речевых средств;
формирование умений нормативного употребления основных вариантных
форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами
языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать
устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;

приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического
эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний,
умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности
использовать результаты исследования в процессе практической речевой
деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных
умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего
образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить
функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций
и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и
самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного
пути.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:


углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и функционировании;



овладение основными нормами русского литературного языка и нормами
русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи;



совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;



совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и
культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка

в различных сферах и ситуациях
информационной переработки текста;


освоение коммуникативной,
компетенций.

общения,

языковедческой

основными
и

способами

культуроведческой

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления
содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков,
обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены
дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого
общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по
теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой
для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке
представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и
обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.
Таким
образом,
календарнотематическое
планирование
обеспечивает
взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и
предметных
компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также
с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского
языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения
образования
и
будущей
профессиональной
деятельности.
Личностная
ориентация образовательного
процесса
выявляет
приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать
причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия взаимосвязи языка и культуры, взаимообогащения языков
как результат взаимодействия национальных культур. Система учебных занятий
призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной
культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой
культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию
личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности,
толерантности.
Деятельностный подход отражает
стратегию
современной
образовательной
политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это
поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в
геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность
напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать
нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному
взаимодействию
с
людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки
выпускников в системе среднего (полного) общегообразования, отражающее
важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта—

переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных
результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к
межпредметным и интегративным результатам.
Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые
отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В
государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и
способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к
развитию
межпредметных
связей
курса
русского
языка .
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию
основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных
результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных
способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке
как многофункциональной знаковой системе и общественном явлениибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного
осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной
активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной
работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм
уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии КСО,
межпредметных
интегрированных
уроков
и
т.
д..
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные
способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать
известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного
применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности,
искать
оригинальные
решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма
решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы,
определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать
ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими
знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и
групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии
(при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского
проекта, публичной презентации).
При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане участию
лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их
проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности,
самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера.Система заданий призвана обеспечить
тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности:
использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении
единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы,
творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных
представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности

этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта,
доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и
организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта,
включая
его
осмысление
и
рефлексию
результатов
деятельности.
При профильном изучении русского языка в старшей школе осуществляется переход
от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного
процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки
содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения (языкового) материала
— от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям.
В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема
изучения (языковых) процессов
«всеобщее
—
общее—
единичное».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных
умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности,
в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить
информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные
высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с
заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план,
тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть
монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное
мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль
(объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных
и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные
источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие
базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы
(текст,
таблица,
схема,
аудиовизуальный
ряд
и
др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое
внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины
возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и
соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России,
развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно
быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на
этой
основе
воспитание
гражданственности
и
патриотизма.

3. Требования к уровню усвоения дисциплины:

Личностными результатами освоения десятиклассниками программы профильного
уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной
основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости
успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего
филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях
человеческой деятельности;
2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи
языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный
аспекты речевого высказывания;
4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения программы профильного уровня по
русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных
условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять
прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в
соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным
текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать
реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно
излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и
осуществлять коммуникативную рефлексию;

приходить

к

общему

решению;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления
ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том
числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности
(самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в
разных областях современной науки; совершенствовать умение применять
полученные знания в различных ситуациях неформального межличностного и
межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной
деятельности.

знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне
(прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля);
3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам
учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения;
Предметными результатами освоения программы профильного уровня по
русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры,
истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского
языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального
языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи:
функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды,
речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого
общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм,
современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования,
предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебнонаучной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
4) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц;
проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с
точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение
лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных
и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны
речевого высказывания;
5) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной
и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных

в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых
текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных
текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата,
проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского
языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официальноделовой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной
деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата,
проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение
разными способами редактирования текстов.

должны знать:


функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли
старославянского языка в развитии русского языка, формах существования
русского национального языка, литературном языке и его признаках;



системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;



понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии
норм русского литературного языка;



компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого
общения;



основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения;

должны уметь:


проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и
фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;



разграничивать варианты норм,
нарушения языковой нормы

преднамеренные

и

непреднамеренные



проводить
лингвистический
анализ
учебно-научных,
публицистических, разговорных и художественных текстов



оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;



извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях;



создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в
социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения;
редактировать собственный текст;



применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы
русского языка;



применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;



соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;



владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;

деловых,

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:


осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;



углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области
филологических наук;



развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;



увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;



совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению,
сотрудничеству;



увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение
круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствование способности к самооценке через наблюдение за
собственной речью;



удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;



самообразование и активное участие в производственной, культурной и
общественной жизни государства.

4. Тематический план.
Введение в науку о языке
1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке.
Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.
Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи
мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная),
кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Языки естественные и искусственные.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских
языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
языка в развитии русского языка.
1. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических
дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных
сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими
языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Языковая система. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь
единиц и уровней языка.
Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц
русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.
Интонационные особенности русской речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,
пословицы и поговорки, крылатые выражения.
Исторические изменения в словарном составе языка.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.
Этимология как раздел лингвистики.
Система современного русского словообразования.

Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и
грамматические формы.
Проблема классификации частей речи в русистике.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского
языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как
семантико-синтаксическая единица текста.
Изобразительные средства синтаксиса.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной
интерпретации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Общие сведения о языке.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Лексика и фразеология
Морфемика и словообразование.
Морфология и орфография.
Речь, функциональные стили речи.
Итого

11 КЛАСС
№ Тема

1
2
3
4

Синтаксис и пунктуация.
Простое предложение.
Сложное предложение.
Стили речи.
Резервные часы
Итого

Кол-во
часов
14
8
11
7
13
15
68

Кол-во
к/р

Кол-во
часов

Кол-во
уроков
р/р

2
20
23
20
3
68

1
1
1
1
1
5

2
2
4
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».