ИСТОРИЯ 10-11

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»; образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кировская СШ»; Примерной программы
по учебным предметам. История России. 10-11 классы.-5-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2011.-176с. , История. -6-е изд., М.: Дрофа, 2019.
Основными целями изучения предмета «История» являются:






воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций,
нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,
определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы
с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте
и роли России во всемирно-историческом процессе;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Изучение истории направлено на достижение следующих задач:





сформулировать у старшеклассников целостное представление о процессах и тенденциях мирового развития;
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного
участника и творца всемирной истории;
развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим к
событиям и явлениям прошлого, а также умение аргументированно выражать собственное отношение к
дискуссионным проблемам истории;
овладение учащимися умениями и навыками поисками и систематизации исторической информации, работы с
различными типами исторических источников.

Планируемые результаты изучения предмета «История»
10 класс
Регулятивные УУД
⎯ самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
⎯ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
⎯ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
⎯ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
⎯ искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
⎯ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
⎯ использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
Коммуникативные УУД
⎯ осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
⎯ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
⎯ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
⎯ рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
⎯ знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
⎯ определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
⎯ характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
⎯ представлять культурное наследие России и других стран;
⎯ работать с историческими документами;
⎯ сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
⎯ критически анализировать информацию из различных источников;
⎯ соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
⎯ использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
⎯ составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;

Обучающийся получит возможность научиться:
⎯ демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее
общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
⎯ устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
⎯ определять место и время создания исторических документов;
⎯ проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при
изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
⎯ характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
⎯ понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями
характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
11 класс
Регулятивные УУД
⎯ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
⎯ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; ⎯ выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
⎯ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
⎯ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
⎯ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
⎯ использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
⎯ находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться
к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
⎯ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
⎯ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
⎯ менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
⎯ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей,
критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
⎯ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
⎯ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
⎯ распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
⎯ представлять культурное наследие России и других стран;
⎯ работать с историческими документами;
⎯ сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
⎯ критически анализировать информацию из различных источников;
⎯ соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
⎯ использовать статистическую (информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации;
⎯ составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет – ресурсов;
⎯ работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
⎯ читать легенду исторической карты;
⎯ владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
⎯ демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
⎯ оценивать роль личности в отечественной истории XX века;
⎯ ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории XX века и существующих в науке их современных
версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
⎯ устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
⎯ определять место и время создания исторических документов;
⎯ характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
⎯ представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
⎯ соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей XX века;
⎯ анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской и мировой истории XX века;
⎯ обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на
материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
⎯ приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
⎯ применять полученные знания при анализе современной политики России;
⎯ владеть элементами проектной деятельности.

Содержание учебного предмета «История»
10 класс
Всеобщая история.
Тема 1. Древнейшая и Древняя история человечества.
Начальные этапы становления человеческого общества. От человека умелого к человеку разумному. Природное и
социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Эволюция древнего человека. Антропология как
наука о происхождении и эволюции человека. Археологические источники эволюции древнего человека: австралопитек,
питекантроп. Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Становление родового общества. Родоплеменные
отношения. Формирование духовной культуры первобытных людей. Магические обряды и первобытные верования.
Зарождение первобытного искусства.
Цивилизации Древнего Востока. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Города-государства шумеров.
Достижения древних шумеров. Вавилонское царство. Материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура
общества древнейших цивилизаций Междуречья. Восточная деспотия Древнего Египта. Формирование индо-буддийской
икитайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные группы и сословия в древних обществах. Религиозно-философские
учения: буддизм, конфуцианство.
Античное Средиземноморье. Полисная политико-правовая организация и социальная структура Древней Греции.
Демократическое и олигархическое устройство полисов. Особенности политического устройства спартанского государства.
Афинская демократия при Перикле. Образование империи Александра Македонского и ее распад. Эллинистические
государства. Эллинизм как синтез древнегреческих и восточных цивилизационных элементов. Достижения древнегреческой
культуры. Древний Рим. Возникновение Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Патриции
и плебеи. Римская армия.
Античная цивилизация и варварский мир. Древнегреческая колонизация. Античные города Северного Причерноморья:
политическое устройство, хозяйство. Кочевые общества: скифы, сарматы, хунну. Кочевой образ жизни. Поздняя Римская
империя и варвары. Жизнь и быт германских племен. «Военная демократия». Реформы Диоклетиана. Доминат. Реформы
Константина. Раздел Римской империи на Восточную и Западную.
Первые века христианства. Возникновение христианства. Монотеистическая религия. Нравственные и социальные
идеалы христианства. Создание христианской церкви. Деятельность апостолов. Организация христианской церкви в первые
века ее существования. Преследования христиан императорской властью. Распространение христианства в Римской
империи и за ее пределами.
Тема 2. Средние века.
Европа в раннее Средневековье (V—X вв.). Зарождение средневековой цивилизации. Периодизация европейской
средневековой истории. Влияние античной цивилизации на средневековое общество. Образование варварских королевств
на территории Западной Римской империи. Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Усиление
королевской власти при Хлодвиге. Принятие франками христианства. «Ленивые короли» и усиление власти майордомов.
Основание династии Каролингов. Создание Папского государства. Империя Карла Великого.
Средневековая Европа в XI—XV вв. Внутренняя колонизация. Успехи в земледелии, ремесленном производстве и
торговле средневековой Европы в XI — XIV вв. Средневе ко вые города. Коммунальное движение XI—XIII вв. Цеха и
гильдии. От раздробленности к централизованным монархиям. Объединение Франции. Столетняя война (1337—1453).
Искусство и литература Западной Европы в V — XIII вв. Роль христианства в развитии культуры раннего
Средневековья. Основные цели средневекового искусства и литературы. «Каролингское возрождение». Романский стиль в
архитектуре и скульптуре. Готическая архитектура. Средневековая литература.
Византийская империя и восточно-христианский мир. Византия в VI в.: территория, население, хозяйство. «Страна
городов» и «мастерская Вселенной». Константинополь — «Второй Рим». Античная и христианская традиции в жизни
византийцев. Крестово-купольный тип церкви. Образование в Византийской империи. Государственная власть в
Византийской империи. Крестьянская община. Возникновение двух христианских миров — православного и католического.
Арабские завоевания и создание Арабского халифата. Арабы в древности. Возникновение ислама. Догматика ислама.
Коран. Образование исламского теократического государства. Арабские завоевания в Иране, Средней Азии, Северной
Африке, Индии, на Пиренейском полуострове. Раскол мусульманской общины: шииты и сунниты. Арабский халифат во
второй половине VII—X в. Распад Арабского халифата. Культура мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока.
Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X—XV вв. Мусульманские государства в X—XIII вв. Причины
Крестовых походов. Хронология событий Крестовых походов. Упадок крестоносного движения. Историческое значение
Крестовых походов. Возникновение Османской державы.
Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века. Общие черты цивилизаций Востока. Индия в эпоху
Средневековья. Кастовое деление индийцев. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. Ислам и индуизм.
Средневековый Китай. Идеология конфуцианства государственной власти. Власть и общество в средневековом Китае.
Влияние китайской культуры на соседние народы. Создание Монгольского государства.
Тема 3. Новое время: эпоха модернизации в странах Запада.
Европа в начале Нового времени. Хронологические рамки и содержание Нового времени. Экономика Европы в начале
Нового времени. Утверждение капиталистических отношений. Предпосылки и начало эпохи Великих географических
открытий. Важнейшие экспедиции. Христофор Колумб и открытие Америки. Васко да Гама. Начало колонизации Индии.
Первое кругосветное путешествие Магеллана. Конкиста испанцев Южной и Центральной Америки. Гео графические
открытия XVI— XVII вв. Английские морские экспедиции к берегам Северной Америки. Открытие Австралии.
Складывание колониальных империй.

Государство и общество стран Западной Европы в XVI—XVII вв. Предпосылки развития капитализма. Огораживания в
Англии. Социальные последствия кризиса традиционного общества в Западной Европе. Абсолютизм. Предпосылки
утверждения абсолютизма. Неограниченная власть короля, бюрократический аппарат, постоянные налоги, регулярная
армия. Французский абсолютизм Людовика XIV. Меркантилизм. Абсолютная монархия в Англии XVI—XVII вв. Генрих
VIII и становление абсолютизма. Елизавета I. Английская революция XVII в.
Эпоха Просвещения. Революция в естествознании. Научные открытия Нового времени. Научная картина мира.
Общественные идеи века Просвещения. Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Экономическая теория
Адама Смита. «Просвещенный абсолютизм».
Революции XVIII столетия. Англия и ее североамериканские колонии в XVIII в. Политическое, экономическое и правовое
развитие Англии в XVIII в. Переселенческие колонии Англии на Атлантическом побережье Северной Америки. Причины
конфликта между североамериканскими колониями и метрополией. «Бостонское чаепитие». Война за независимость
североамериканских колоний и Американская революция. Джордж Вашингтон. Декларация независимости Соединенных
Штатов Америки. Конституция США 1787 г. и Билль о правах. Политические и социально-экономические предпосылки
Французской революции XVIII в. Начало и основные этапы революции.
Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны. Подавление термидорианцами выступлений
сторонников якобинцев и монархистов. Политика Директории. Приход к власти Наполеона Бонапарта. Нашествие
Наполеона I на Россию. Победа России в Отечественной войне 1812 г. Крах наполеоновской империи. Венский конгресс
и Священный союз.
Тенденции развития европейской культуры XIV— XVIII вв. Культура Возрождения. Философия гуманизма. Идейные
основы: античные идеалы, индивидуализм, новый взгляд на место человека в мире. Гуманизм и религиозная этика.
Возрождение в Италии. Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Творчество архитекторов, скульпторов и художников
Возрождения. Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Искусство барокко.
Тема 4. Рождение современной Западной цивилизации.
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Изменения в сельском хозяйстве Англии.
Предпосылки промышленного переворота в Англии. Промышленный переворот. Технические изобретения. Новые
источники энергии. Новый этап промышленного переворота в XIX в. Превращение науки в непосредственную
производительную силу. Достижения в области коммуникаций, транспорта, энергетики. Ускорение темпов роста
промышленного производства. Индустриализация. Индустриальное общество.
Революции и реформы в XIX в. Июльская революция во Франции 1830 г. Революция середины XIX в. во Франции.
Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Революционное движение в странах Европы. Исторические особенности
революций 1848—1849 гг. в Германии, Австрийской империи, Италии. Реформы в Великобритании. Чартистское
движение. Борьба против рабства в США. Авраам Линкольн.
Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI—XIX вв. Создание колониальных империй.
«Старые» колониальные империи — Испания и Португалия. «Борьба за моря» в XVI в. Колониальная экспансия
Нидерландов, Англии и Франции в XVII—XVIII вв. Колонизация Индии английской Ост-Индской компанией.
Колонизация Австралии. Новые колониальные империи — Нидерланды, Франция и Англия.
Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в. Либерализм. Основные либеральные идеи. Плюрализм.
Государство и общество в либеральной традиции. Консерватизм XIX в. Идеи консерватизма. Ф. Шатобри ан, Ж. де Местр.
Идеология социализма. Учения социальных утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.
Страны Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Объединение Италии.
Франко-прусская война и создание единой Германской империи. Независимость народов Балканского полуострова от
Османской империи. Балканы — «пороховая бочка» Европы. Новые лидеры мировой экономики. Причины экономического
подъема Германии, США и Японии. Новые явления в экономике стран Запада.
Европейская культура XIX в. Литература первой половины XIX в. Художественная культура первой половины XIX в.
Ампир в архитектуре. Академизм в европейской живописи. Основные принципы романтического искусства. Реализм —
основное направление в художественной литературе и изобразительном искусстве XIX в. Театральное искусство и музыка.
Литература второй половины XIX в.
«История России»
Тема 1. Россия в годы великих потрясений
На фронтах Первой мировой войны Россия и мир накануне Первой мировой войны. Причины глобального конфликта.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Вступление России в войну. Боевые действия на австрогерманском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте.
Власть, экономика и общество в условиях войны Война и экономика. Формирование военно-промышленных комитетов.
Финансовые и транспортные проблемы. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского
населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Земгор. Благотворительность. Взаимоотношения
представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа.
Народное восстание в Петрограде. Падение монархии Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль— март:
восстание в Петрограде и падение монархии. Движущие силы революционных событий. Роль Петроградского гарнизона в
восстании. Генералитет и события в столице. Отречение Николая II от власти. Конец Российской империи. Формирование
Временного правительства и программа его деятельности. Г. Е. Львов.
Временное правительство и нарастание общенационального кризиса Весна—лето: «зыбкое равновесие» политических
сил при росте влияния большевиков. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Нота Милюкова, правительственный кризис и
формирование коалиции либералов и умеренных социалистов. I Всероссийский съезд Советов.

Большевики захватывают власть Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического
кризисов. Большевизация Советов. Курс партии Ленина на вооруженное восстание. Деятельность ВРК Петроградского
Совета. Л. Д. Троцкий. Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти
большевиками. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире и декрет о земле. Формирование Совета народных
комиссаров. ВЦИК Советов. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного
хозяйства (ВСНХ). В. И. Ленин как политический деятель. Создание коалиционного правительства большевиков и левых
эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков и Брестский мир Диктатура пролетариата как главное условие
социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Слом
старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви.
Введение восьмичасового рабочего дня. Положение о рабочем контроле. Национализация промышленности. Принципы
наделения крестьян землей. Созыв и разгон Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Принятие
Конституции РСФСР.
Гражданская война и «военный коммунизм» Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная
интервенция. Политика «военного коммунизма». Продовольственная диктатура. Продразверстка, создание продотрядов и
комбедов. Принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение
товаров и услуг. «Главкизм». Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов — ЧК, комбедов и ревкомов.
Формирование основных очагов сопротивления большевикам. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и
взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства и армии А. В. Колчака, А. И. Деникина
и П. Н. Врангеля. Создание регулярной Красной армии.
Культура и быт революционной эпохи Российская революция в общественном сознании. Общемировое значение
российских событий. Коминтерн.Повседневная жизнь и общественные настроения. Новый быт: летосчисление, праздники,
имена. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Законодательное закрепление равноправия полов.
Проблема массовой детской беспризорности.
Тема 2 Советский союз в 1920—1930-е годы
Нэп, СССР и Сталин Отказ большевиков от военного коммунизма и переход к новой экономической политике (нэп).
Смерть В. И. Ленина и борьба за власть.
Индустриализация и коллективизация «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного
администрирования. Форсированная индустриализация: источники, региональная и национальная специфика. Ликвидация
частной торговли и предпринимательства. Пятилетние планы развития народного хозяйства.
СССР во второй половине 1930-х годов Превращение СССР в индустриально-аграрную державу. Ликвидация
безработицы. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Использование труда
заключенных. Результаты, цена и издержки модернизации. Колхозная деревня.
Советское общество Из деревни в город: ускорение урбанизации. Новые города и поселки. Рост численности рабочего
класса. Кардинальное изменение в образе жизни крестьянства. Ликвидация сельской общины и социального типа
крестьянина-собственника. Способы переселения из деревни в город. Введение паспортной системы. Ликвидация
безработицы.
Наука и культура Страны Советов Культурная революция. Борьба с безграмотностью. От обязательного начального
образования — к массовой средней школе. Рост числа вузов и техникумов. Идеологическое давление на интеллигенцию.
Репрессии против ученых. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН и др. Выдающиеся
ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Освоение Арктики. Установление жесткого государственного
контроля над сферой литературы и искусства.
Внешняя политика СССР. 1919 год — август 1939 года Особенности и основные направления внешней политики
Советского государства. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов».
Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Укрепление позиций страны на международной арене. Усиление
международной напряженности в конце 1920-х — начале 1930-х годов. «Военная тревога» 1927 г. Конфликт на КВЖД.
Возрастание угрозы мировой войны.
Внешняя политика СССР. Сентябрь 1939 года — июнь 1941 года Начало Второй мировой войны. Поражение польской
армии. Вступление Красной армии на территорию Польши. Включение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав
СССР. Советско-финляндская война.
Тема 3. Великая Отечаственная. Священная.
Трагическое начало План «Барбаросса». Идеологические основы развязывания гитлеровской Германией войны против
СССР. План «молниеносной войны». Вторжение войск Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость.
Массовый героизм советских воинов — представителей всех народов СССР. Причины поражений Красной армии на
начальном этапе войны. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда.
Оборона Одессы и Севастополя.
Коренной перелом Военные действия весной—летом 1942 г. Поражение советских войск под Харьковом и в Крыму. Битва
за Кавказ. Оборона Сталинграда. Приказ № 227. Герои сталинградской обороны, Дом Павлова.
Человек и война: по обе стороны фронта Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и
ресурсов. Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве.
Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту.
1944: год изгнания врага Планы советского командования на 1944 год. Ликвидация блокады Ленинграда. Освобождение
Правобережной Украины и Крыма. Н. Ф. Ватутин. Борьба с УПА. Выход советских войск к западной границе СССР.
Открытие Второго фронта в Нормандии. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Завершение
освобождения территории СССР. Освободительная миссия Красной армии в Европе
Год победы: капитуляция Германии и Японии Военные действия на заключительном этапе Великой Отечественной
войны. Висло-Одерская операция. Восточно-Прусская операция. Битва за Берлин. Освобождение Вены и Праги. Боевое
содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Капитуляция Германии.

Крымская (Ялтинская) и Потсдамская (Берлинская) конференции глав союзных держав. Создание ООН. Вступление СССР в
войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии.
Тема 4. От послевоенного подъёма до распада СССР
Поздний сталинизм и послевоенное возрождение страны Влияние последствий войны на общество. Послевоенные
ожидания и настроения. Эйфория Победы. Разруха. Демобилизация армии. Репатриация. Рост беспризорности. Рост
преступности. Голод 1946—1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы в 1947 г.
Внешняя политика в послевоенные годы и начало «холодной войны» Рост влияния СССР на международной арене.
Главные направления внешней политики Советского Союза. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План
Маршалла». Формирование биполярного мира. Создание военно-политических блоков. Гонка вооружений.
«Оттепель»: смена политического режима Смена политического курса. Смерть И. В. Сталина и настроения в обществе.
Борьба за власть в советском руководстве. Г. М. Маленков. Отстранение от власти Л. П. Берии. Переход политического
лидерства к Н. С. Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало
критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение культа личности И. В. Сталина.
Социально-экономическое развитие СССР: новации и догмы «Догнать и перегнать Америку!» Попытки решения
продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Ликвидация МТС. Повышение цен, дефицит продовольствия.
Начало закупок зерна за границей. Научно-техническая революция (НТР) в СССР.
Внешняя политика: в пространстве от конфронтации к диалогу. 1953—1964 годы Новый курс советской внешней
политики: от конфронтации к диалогу в отношениях с Западом, ослабление нажима на соцстраны. СССР и мировая
социалистическая система.
Общественная жизнь в СССР. 1950-е — середина 1960-х годов Изменения в социальной и профессиональной структуре
советского общества к началу 1960-х годов. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы
рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. ХХII съезд
КПСС. Программа построения коммунизма в СССР.
Советская наука и культура в годы «оттепели» Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. С. П.
Королев. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В.
Терешковой. Атомная энергетика. Выдающиеся физики и химики. Реформа системы образования.
Советское общество в середине 1960-х — середине 1980-х годов Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена
политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Концепция «развитого
социализма». Конституция СССР 1977 г. Ю. В. Андропов, К. У. Черненко во главе государства.
Внешняя политика: между «разрядкой» и конфронтацией. 1965—1985 годы Новые вызовы внешнего мира. Достижение
военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Отношения с Францией и ФРГ. Договоры с США об
ограничении вооружений. Сотрудничество с США в области освоения космоса.
Культурная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х годов Советские научные школы. Ведущие научные центры.
Ученые — нобелевские лауреаты. Новые достижения в освоении космоса. Гуманитарные науки. Д. С. Лихачев.
Перестройка и распад СССР. 1985—1991 годы М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная
кампания 1985 г. и ее результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной
сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Гласность и плюрализм мнений. Подъем
гражданской активности населения. Либерализация цензуры. Публикации в прессе, новые книги и фильмы. Вторая волна
десталинизации. Демократизация политической системы. XIX конференция КПСС. Альтернативные выборы. Съезды
народных депутатов. Образование Межрегиональной депутатской группы. Подъем национальных движений, нагнетание
националистических и сепаратистских настроений. «Новое мышление» М. С. Горбачева.
Тема 5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В конце XX – начале XXI века
Становление новой России. 1992—1993 годы Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Предоставление Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов.
Е. Т. Гайдар. Начало радикальных экономических преобразований. «Шоковая терапия». Либерализация цен. Ваучерная
приватизация. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной властей в 1992—1993 гг. В. С.
Черномырдин во главе правительства.
Российская Федерация: продолжение реформ и политика стабилизации. 1994—1999 годы Всенародное голосование
(плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Принятие Конституции и ее значение. Полномочия президента как
главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма.
Власть и общество в начале XXI века Политическая ситуация на рубеже XX-XXI вв. Обострение ситуации на Северном
Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную думу 1999
г. Отставка Б. Н. Ельцина. Первое и второе президентства В. В. Путина. Стратегия развития страны.
Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI века Экономическое развитие в 2000-е годы.
Экономический подъем 1999—2007 гг. и кризис 2008—2010 гг. Налоговая политика, финансовое положение страны.
Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Национальные проекты. Сельское
хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Создание законодательной базы для развития социальной
сферы. Демографическая статистика.
Внешняя политика в конце ХХ — начале XXI века Новые приоритеты внешней политики в период президентства Б. Н.
Ельцина. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия — правопреемник СССР на международной
арене. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание в 1993 г. Договора СНВ-2. Вступление России в «Большую
семерку».
Культура и наука в конце ХХ — начале XXI века Религиозное возрождение как духовное явление в жизни страны.
Конституционное обеспечение прав верующих. Крупнейшие конфессии. Восстановление храмов. Патриархи Алексий II и
Кирилл. Модернизация образования. Создание новой образовательной системы. Законодательная база. Среднее 11-летнее
образование. Введение ЕГЭ. Преобразования в высшей школе. Пропаганда спорта и здорового образа жизни.

Содержание учебного предмета «История»
11 класс
Всеобщая история.
Тема 1. Индустриальная цивилизация в начале XX в.
Мир в начале XX в. Изменения в государственном и общественном строе стран Запада на рубеже XIX—XX вв. Понятие
«Запад». Характерные черты западного мира: индустриальная рыночная экономика, гражданское общество, рационализм и
индивидуализм. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война. Окончание Первой мировой войны.
Тема 2. Мир в период между двумя мировыми войнами.
Послевоенное урегулирование и революционное движение. Страны Запада в 1920-е гг.: от процветания к кризису.
Модернизация в странах Востока. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Тоталитарные режимы и рост
международной напряженности в Европе в 1930-е гг.
Тема 3. Вторая мировая война.
Начало Второй мировой войны. На пути к новой мировой войне: провал идеи коллективной безопасности. Советскогерманский пакт о ненападении и секретный протокол о разделе сфер влияния в Восточной Европе. Агрессия против
Польши и начало Второй мировой войны. Объединенные нации на пути к победе над Германией и Японией. Образование
Антигитлеровской коалиции. Завершающий этап Второй мировой войны.
Тема 4. Мир во второй половине XX — начале XXI в.
Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в. Новый облик стран Запада после Второй
мировой войны. Общественно-политическое развитие Запада в 1945 — середине 1980-е гг. Страны Азии, Африки и
Латинской Америки во второй половине XX в. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 —
начале 1970-х гг. Создание ООН и попытка формирования нового миропорядка. Международные отношения в 1970—1980-е
гг. Окончание «холодной войны». Мир на рубеже XX—XXI вв. НТР эпохи постиндустриальной цивилизации: достижения и
проблемы.
Тема 5. Духовная жизнь общества.
Развитие научной мысли. Формирование современной естественно-научной картины мира. Теория относительности А.
Эйнштейна. Развитие теоретической и экспериментальной физики микромира. Космология. Достижения в генетике и
психологии. Начало изучения Мирового океана. Глобальный характер научного познания в современном
обществе.Ракетостроение и космонавтика. Информационные и компьютерные технологии. Достижения современной
медицины.Социокультурное развитие.
История России
РАЗДЕЛ 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Тема I. Россия в начале XX в.
Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX в.Николай II (1894-1917), модернизация, монополии,
инвестиции, картель, синдикат, трест, индустриализация, община, отработочная системаРоссия в начале XX вв. Российский
монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.Внутренняя и внешняя
политика самодержавияРоссия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская
война.Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция
Тема II. Россия в годы первой революции
Революция: начало, подъём, отступление.Становление российского парламентаризма.
Тема III. Монархия накануне крушения
Третьеиюньская политическая система 1907 3 июня, третьеиюньская монархия, фракция, правые, центристы, левые,
«октябристский маятник», 1907-1912 - III Государственная дума, Ленский расстрел, 1912-1917 - IV Государственная дума
Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.Наведение порядка и
реформы.аграрная реформа П.А.Столыпина, чересполосица, хутор, отруб, круговая порука.Россия в Первой мировой войне.

Тройственный союз, Антанта, сфера влияния, суверенитет, аннексия, ультиматум, 1914 19 июля, блицкриг, 1916 22 мая-31
июля – Брусиловский прорыв, прогрессивный блок, «революционное пораженчество». Влияние войны на российское
общество. Русская культура конца XIX-начала XX в.
РАЗДЕЛ 2. РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА
Тема IV. Россия в революционном вихре 1917 г.
По пути демократии Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Провозглашение и утверждение советской
власти. От демократии к диктатуре Бонапартизм, 1917 август – выступление Корнилова, Л.Г.Корнилов, концлагерь, 1917 1
сентября, Красная гвардия, братания. Тактика политических партий. Большевики берут власть. Учредительное собрание.
Брестский мир.
Тема V. Становление новой России (октябрь 1917г.-1920 г.)
Первые месяцы большевистского правления.Огненные вёрсты Гражданской войны.1918-1920, гражданская война,
экспроприация,
«Экспроприация
экспроприаторов»,
интервенция,
А.В.Колчак,
А.И.Деникин,
М.В.Фрунзе,
М.Н.Тухачевский, буферное государство. Политические программы участвующих сторон. Почему победили красные?
Тема VI. Россия, СССР: годы нэпа
Социально-экономическое развитие страны. Переход к новой экономической политике.1921 март, НЭП, продналог,
концессия, хозрасчёт, нэпман, 1922 апрель, 1922 апрель-май. Общественно-политическая жизнь. Культура. Образование
СССРСССР в 1922-1991 гг. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Внешняя политика и Коминтерн.
Тема VII. СССР: годы форсированной модернизации
Кардинальные изменения в экономике. Общественно-политическая жизнь. Культ личности И.В.Сталина. Массовые
репрессии. Конституция 1936 г.Культура 20-30 гг. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура,
политическая система «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы
советского общества.Дипломатическое признание СССР. На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия
в 30-е гг.Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.Система коллективной безопасности, 1939 23
августа, В.М.Молотов, Й.Риббентроп
Тема VIII. Великая Отечественная война
Боевые действия на фронтах.Изучение нового материала.Партизанское движение.Советский тыл в годы войны.Советское
военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.СССР и
союзники. Итоги войны СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Тема IX. Последние годы сталинского правления
Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях Складывание мировой социалистической системы.
«Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным
оружием.Восстановление и развитие народного хозяйства.Экономические реформы 1950-х гг.Власть и
общество.Идеологические кампании конца 1940-х гг. Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС.
Тема X. СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования советской системы
Изменения в политике и культуре.Хрущев Н.С., 1953 сентябрь, 1956 февраль.Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950-1960 гг. Наука и образование в СССР…Преобразования в
экономике.Экономические реформы 1960-х гг.СССР и внешний мир.СССР в глобальных и региональных конфликтах
второй половины ХХ в.
Тема XI. Советский Союз в последние десятилетия своего существования
Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.Брежнев Л.И., 1964 октябрь, 1965
Межнациональные конфликты. «Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов
экономического ростаОбщественно-политическая жизнь. Культура.Перестройка и распад СССР.Политика перестройки и
гласности. Формирование многопартийности. Причины распада СССР. Внешняя политика СССР. Завершение «холодной
войны
РАЗДЕЛ 3. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тема XII. На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX- начале XXI в.
Российское общество в первые годы реформ. Внешняя политика России.Россия в мировых интеграционных процессах и
формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Учебно-тематический план
10 класс
№
Содержание программного материала

Количество часов

Всеобщая история

28

1

Древнейшая и Древняя история человечества

5

2

Средние века

8

3

Новое время: эпоха модернизации в странах Запада

7

4

Рождение современной Западной цивилизации

8

История России

40

5

Россия в годы великих потрясений

9

6

Советский Союз в 1920—1930-е гг.

7

7

Великая. Отечественная. Священная

6

8

От послевоенного подъема до распада СССР

12

9

Российская Федерация в конце XX – начале XXI века

6

Итого

68

Учебно-тематический план
11 класс
№
Содержание программного материала

Количество часов

Всеобщая история

31

1

Индустриальная цивилизация в начале XX в.

3

2

Мир в период между двумя мировыми войнами.

5

3

Вторая мировая война.

5

4

Мир во второй половине XX — начале XXI в.

7

5

Духовная жизнь общества.

3

История России

35

6

Российская империя

8

7

Российская революция. Советская эпоха

30

8

Российская Федерация

7

Итого

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».