РП Музыка 1-4 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с законом РФ от
29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими
изменениями), Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №
373 «Об утверждении Федерального государственного стандарта

начального общего

образования» (с последующими изменениями).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
1 класс
Личностные результаты:
 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;



наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии; формирование
личностного смысла постижения искусства и расширение

 ценностной сферы в процессе общения с музыкой;


приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;



продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.

Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:




наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

Регулятивные УУД:



овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

Коммуникативные УУД :




применение знаково-символических и речевых средств, для решения
коммуникативных и познавательных задач;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска кмпромиссов;
распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:
К концу обучения в 1 классе ученик научится:







Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления,
воспринимать музыкальные произведения;
проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего
мира и внутреннего мира человека;
выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы,
живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;
К концу обучения в 1 классе ученик получит возможность научиться:




различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро ритмические, интонационные особенности;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой
деятельности.
2 класс

Личностные результаты :




наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Метапредметные результаты:


Познавательные УУД:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов
искусств, ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы.

Коммуникативные УУД:



продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальнотворческих задач.



формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

Предметные результаты:
К концу обучения во 2 классе ученик научится:








проявлять устойчивый интерес к музыке;
проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе
восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
приобретать навыки слушательской культуры;
определять жанровые признаки;
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические,
драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
называть запомнившиеся формы музыки;
определять автора и название музыкального произведения по характерным
интонациям (например, Бетховен- Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт»,
Чайковский — Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы
мелодии;
К концу обучения во 2 классе ученик получит возможность научиться:




делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на
инструментах, пением, танцевальным движением;
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей
музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к
характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.)

3 класс
Личностные результаты :







чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развитие мотивов учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:






Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкальноисполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее
коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результат собственных действий;
выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или
сверстниками ориентир;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев
музыкальных произведений разных жанров;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной
деятельности.

Познавательные УУД:









Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в словарике и из
дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и
музыкантах;
самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей
тетради;
передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
выбирать способы решения исполнительской задачи;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального
сочинения;
соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными
впечатлениями;
исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.

Коммуникативные УУД:






Обучающийся научится: выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и
исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в
различных видах музыкальной деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;



проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении
учебных и творческих задач;
понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;



принимать мнение, отличное от своей точки зрения;



стремиться к пониманию позиции другого человека.



Предметные результаты:
К концу обучения в 3 классе ученик научиться:



проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
понимать синкретикународного творчества; решать учебные и практические
задачи:





выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
сравнивать народную и профессиональную музыку;
свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно
запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в
соответствии с программой);
приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в
«народном духе»;





К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться:
самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции
называть русскиx композиторов , называть и имена в соответствии с программой)




4 класс
Личностные результаты:


эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу
для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной
музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая
мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой
деятельности;
навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и
творческой деятельности;
основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации
культурного досуга.
способности видеть в людях лучшие качества;







Метапредметные результаты:






Регулятивные УУД:
понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои
коррективы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными художественноисполнительскими и учебными задачами;
вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и
творческой деятельности;
высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;





принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения
учебных (музыкально-исполнительских) задач;
 воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;
 строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры
музыкальной записи;
 проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
 обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
 устанавливать аналогии;

соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным
средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
 строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественномузыкальной выразительности;

Коммуникативные УУД:
 выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог,
диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
 участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;

Предметные результаты:
К концу обучения в 4 классе ученик научиться:






проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в
музыкальных явлениях;
проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые
произведения, любимые композиторы,любимые жанры, любимые исполнители —
2-3 примера);
мотивировать выбор той или иной музыки (что он «ищет в ней, чего ждет от нее);
ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в
конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш,
интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:




понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и
своей собственной музыкальной деятельности;
выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных
видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню
(отначала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать
ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах,
хоровое пение, музыкальная драматизация).

Содержание программы по учебному предмету «Музыка»
1 класс (34 ч.)
Жанры музыки (7 ч)
Образ музыки. Жанры музыки. С.С. Прокофьев « Марш». Родина музыки. Мелодия. П.И.
Чайковский «Мелодия». Характер музыки. Искусство выражения в музыкальнохудожественных образах жизненных явлений. Где найти песню? Где взять танец?»
Маршевый порядок.
Содержание музыки(9 ч)
Содержание музыки. Можно ли увидеть музыку? Как увидеть музыку? Музыка живая
Каждый композитор – художник. Изобразительность в музыке. Изобразительность в
музыке. Фрагменты бытования музыки. Рождение музыкальной формы.
Музыкальный театр. (7 ч)
Музыкальный театр. Что такое балет? Симфония. Идём в театр. Язык театра». Идём в
театр. Язык театра. Чудеса в музыке и в жизни. Чудеса в музыкальном театре
Язык музыки.(5 ч)
Язык музыки. В мире сказочных мелодий русских композиторов. Играем в сказку
Повторение . (6 ч)

2 класс (35 ч)
Как живёт музыка?(1ч)
Композитор, исполнитель, слушатель. Великие композиторы: Бах, Шопен, Моцарт,
Бетховен, Чайковский, Мусоргский.
Сердце поэта (4 ч.)
Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к
природе, к жизни. Душевное состояние. «Ноктюрн» Ф. Шопен. Выразительность и
изобразительность в музыке. Э. Григ «Сольвейг».«Утро » Э. Григ «Сочинение» Пер Гюнт
Всё растёт, всё изменяется (2 ч.)
Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной
выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке.
Где родился там и сгодился (3 ч.)
М.П. Мусоргский: «Жук» из цикла «Детская» .Фрагмент из оперы. Интонации
музыкальные и речевые . «У кота, кота» -колыбельная. А. Лядов. Знакомство с
творчеством композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений .Э. Григ
«Ариетта». Духовная музыка в творчестве композиторов .
Думать музыкой (2 ч.)
Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах
музыкальных произведений П.И.Чайковского.
Главные музыкальные интонации (9 ч.)
Знакомство с творчеством композиторов – классиков на образцах музыкальных
произведений . Э. Григ, «Смерть Озе» Э. Григ«В пещере горного короля», И.С.Бах
«Хоральная прелюдия». Людвиг ван Бетховен. Фрагмент из симфонии № 5 (III часть). М.

Глинка. Песня Вани из оперы ''Жизнь за царя'' М. Мусоргский , фрагмент из оперы «Борис
Годунов.. Музыка в народных обрядах и обычаях. Творчество С. Рахманинова . Народные
музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и
поэтический фольклор России
Наши песни (10 ч.)
3. Левина, сл. Э. Мошковской «Митя». В. Усачёва, «Везёт Сенька Саньку» Русская
народная песня «Как за речкою, да за Дарьею». Музыкальный фольклор народов России.
Особенности звучания оркестра народных инструментов. Д. Кабалевский «Морщины». В.
Усачёва, «Говорили бабы..». Оркестр народных инструментов. Региональные музыкальнопоэтические традиции. А. Лядов «Окликание дождя» . Русский народный праздник. В.
Усачёва, «Купи кипу пик» В. Усачёва, «У боярина бобра», «Арина грибы мариновала»
Духовный стих «Книга Голубиная» . Постижение общих закономерностей музыки:
развитие музыки – движение музыки. Т. Зебряк, «Тридцать три трубача» Д. Кабалевский
«Разговор с кактусом. А. Лядов, «У кота, кота», «Дождик, дождик!» А. Лядов, сл.
народные «Сказочка»
Повторение 2 ч
Резерв 2 ч

3 класс (35ч)
Характерные черты русской музыки (8ч.)
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И.Глинки, П.И.Чайковского,
М.П.Мусогорского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка
– различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая
скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и
«многоголосица» других музыкальных культур внутри России.
Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности
(12ч.)
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном
былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад
русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные
плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса (6ч.)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и
городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2ч.)
Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков,
А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной
культуры. Особенности интонирования русского церковного пения
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной
культуре (3 ч.)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в
творчестве композиторов: два пути-точное цитирование и сочинение музыки в народном
духе. Величие России в музыке русских классиков.
Повторение 2
Резерв 2 ч

4 класс (35ч)
Многоцветие звучащего пространства (1ч.)
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии Испании,
Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания Взаимосвязь музыкального
языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение
особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Голос России (7ч)
Основная идея содержания четвёртого года обучения – развернуть перед выпускниками
начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой
собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и
музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой
Путешествие во времени и пространстве (5ч.)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларусь. Украина, Молдова, Казахстан,
Балтия. Общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных
музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси.
«Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Музыкальное общение без границ (8 ч.)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное
«путешествие» русских классиков в Италию, Испанию, Японию, Украину. «Русское» как
характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение
интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыка моего народа (10ч.)
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические,
протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности
музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных
праздниках на Руси. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры,
оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок,
гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов

Обобщение и повторение (2 ч)
Резерв (2 ч)

Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»

1 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Количество
часов

1

Жанры музыки

7

2

Содержание музыки

9

3

Музыкальный театр

7

4

Язык музыки

5

5

Повторение

6

6

Итого

34

Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»

2 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)

№ п/п

Наименование раздела

Количество
часов

1

Как живёт музыка?

1

2

Сердце поэта

4

3

Всё растёт, всё изменяется

2

4

Где родился там и сгодился

3

5

Думать музыкой

2

6

Главные музыкальные интонации

9

7

Наши песни

10

8

Обобщение и повторение

9

Резерв

2

Итого

35

2

Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»

3 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)

№ п/п

Наименование раздела

Количество
часов

1

Характерные черты русской музыки

8

2

Народное музыкальное творчество –
«энциклопедия» русской интонационности

12

3

Истоки русского классического романса

6

4

Композиторская музыка для церкви

2

5

Народная и профессионально-композиторская
музыка в русской музыкальной культуре

3

6

Обобщение и повторение

7

Резерв

2

8

Итого

35

2

Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка» .
4 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов)

№ п/п

Наименование раздела

Количество
часов

1

Музыкальная партитура мира

1

2

Голос России

7

3

Путешествие во времени и пространстве

5

4

Музыкальное общение без границ

8

5

Музыка моего народа

10

6

Обобщение и повторение

2

7

Резерв

2

8

Итого

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».