МУЗЫКА

МУЗЫКА
Примерная рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, с учётом:
■
распределённых по модулям проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования по
предмету «Музыка»;
■
Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка
—
универсальный
антропологический
феномен,
неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать
эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для
которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой —
глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его
взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества
и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная
рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не
требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ
мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством
сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в
народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое
значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления
национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются
квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более
глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие
комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство
времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития
событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с
прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения
и на¬выки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и
самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит
огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей
системы ценностей.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической
помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету
«Музыка». Она позволит учителю:
1)
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования;

2)
определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС
ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897,
с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020
г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в
редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена
реше¬нием Федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
3)
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в
рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение
определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной
деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого
потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада
искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационносмысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации
между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации;
3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2.
Осознание
социальной
функции
музыки.
Стремление
понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и
бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей
других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного
многообразия.
4.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка,
характерных для различных музыкальных стилей.
5.
Развитие
общих
и
специальных
музыкальных
способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

а)
слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с
прослушанным музыкальным произведением);
б)
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в)
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных
продуктов);
г)
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
д)
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
е)
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов
народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории
развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального образования и непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка
народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская
классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной
музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и на-правления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры
музыкального искусства».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по
8 класс включительно.
Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным
образцом при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация
может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант
тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и
внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания
образовательного учреждения. При этом необходимо руководствоваться принципом
регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не
менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по 34
часа в год).
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная
организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с
организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры,
организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Вариативные модули могут быть реализованы за счёт часов внеурочной детельности.

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том
числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной
программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История»,
«Обществознание», «Иностранный язык» и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6
часов учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках
календарнотематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г).
Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г);
перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью
опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо
освоен в начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить
формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий —
посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и
творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной
темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных
эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной
организации (п. 25.3 ФГОС ООО). Виды деятельности, которые может использовать в том
числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
№ блока, кол-во часов
Темы Содержание Виды деятельности обучающихся
А)
3—4 учебных часа Фольклор —
народное
творчество Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и
игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.)
Знакомство
со
звучанием
фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:
—
принадлежности к народной или композиторской музыке;
—
исполнительского состава (вокального, инструменального, смешанного);
—
жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и исполнение
народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр
Б)
3—4 учебных часа Календарный фольклор
Календарные
обряды,
традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя)
Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных традициях.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев. На выбор или факультативно
Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Участие в народном
гулянии, празднике на улицах своего города, посёлка
908 Примерная рабочая программа
В)
3—4 учебных часа Семейный
фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный
обряд, рекрутские песни, плачи-причитания
Знакомство с фольклорными жанрами
семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух
жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов. Разучивание и
исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя).
На выбор или факультативно

Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента. Исследовательские
проекты по теме «Жанры семейного фольклора»
Г)
3—4 учебных часа Наш край сегодня Современная
музыкальная
культура
родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители,
деятели культуры. Театр, филармония, консерватория Разучивание и исполнение гимна
республики, города; песен местных композиторов.
Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и
искусства.
На выбор или факультативно
Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание отзыва с
анализом спектакля, концерта, экскурсии.
Исследовательские проекты, посвящённые деятелям музыкальной культуры своей
малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам).
Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий;
съёмка, монтаж и озвучивание любительского фильма и т. д.), направленные на
сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края
МУЗЫКА. 5—8 классы
А) Фольклорные жанры
3—4 учебных часа
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец
Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и
видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных интонаций и
ритмов в звучании традиционной музыки разных народов.
Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и
эпических песенных образцов фольклора разных народов России.
Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний.
Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных
народных танцев и песен.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России.
Музыкальный фестиваль «Народы России»
В)
Фольклор
Народные истоки
3—4 учебных часа
Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке.
Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония,
концерт, квартет, вариации и т.д.)
Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития
фольклорного тематического материала.
МУЗЫКА. 5—8 классы
А)
Музыкальный фольклор ритма.
3—4 учебных часа
Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского
фольклора и фольклора народов России.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии , уникальные традиции, музыкальные
инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей

Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Коллективные ритмические
импровизации на шумовых и ударных инструментах.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки»
Г)
3—4 учебных
Народная музыка. Стили
и
жанры
американской
музыки
(кантри)
прослеживание их национальных истоков.
Выявление характерных интонаций
и ритмов в звучании американского, латино-американского фольклора,

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»11
А) Национальные истоки классической музыки
2—3 учебных часа
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена,
Э. Грига и др.
Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для
рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.
Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального
языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из
числа изучаемых классических произведений.
Значение и роль композитора — основоположника национальной
классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка Разучивание,
исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композиторомклассиком (из числа изучаемых в данном разделе).
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков,
представителей национальных школ.
Б) Музыкант и публика
2—3 учебных часа
Кумиры публики (на примере твор¬чества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и
др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. При- Знакомство с
образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих
музыкантов — как любимцев публики, так и непонятых современниками.
Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка
изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие
ритмоинтонации.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений.
Г)
Музы- Героические образы в музыке.
4—6 учебных часов
Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторовромантиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу,
идентификация с лирическим героем.
Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека — судьба человечества (на примере творчетва Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.).
Узнавание на слух мелодий, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых
классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы.

Определение на слух в звучании незнакомого произведения:
—
принадлежности к одному из изученных стилей;
—
исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных
инструментов);
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений.
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального
искусства различных стилей XX века

А)

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
Образы родной земли

3-4 учебных часа
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные
произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам,
легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.)
Повторение, обобщение опыта слушания, проживания,
анализа музыки русских композиторов, полученного
в начальных классах. Выявление мелодичности,
интонационной близости русскому фольклору.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий
и авторов изученных произведений.
Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.

широты

дыхания,

Б)
Золотой век русской культуры
4—6 учебных часов
Светская музыка
Знакомство с шедеврами
русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств.
В)
4—6 учебных часов
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы
народных
героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях
русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки»,
С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.) Знакомство с шедеврами русской музыки
XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения
патриотической идеи, гражданского пафоса. Разучивание, исполнение не менее одного
вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским
композитором-классиком.
Исполнение Гимна Российской Федерации. Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно
Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству
композиторов — членов кружка «Могучая кучка».
Просмотр видеозаписи отрывка оперы одного из русских композиторов (или
посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских
композиторов
Г)
Русский балет. Дягилевские сезоны
3—4 учебных часа

Знакомство с шедеврами русской балетной музыки. Мировая слава русского
балета.
Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских
балетных трупп за рубежом.
Посещение отрывка балетного спектакля (просмотр в видеозаписи). Характеристика
отдельных музыкальных номеров
МУЗЫКА. 5—8 классы
3 – 4 учебных часа
Д)

Русская исполнительская культура. 3—4 учебных часа

Творчество выдающихся отечественных исполнителей
Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка
особенностей интерпретации.
Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композитора».
На выбор или факультативно
Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных отечественных
исполнителей классической музыки
Е)
Знакомство с музыкой отечественных композиторов
3 – 4 учебных часа
Мистерии
XX века, взгляд в будущее
Синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка.
Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических
средств в создании современной музыки.
Модуль № б «Образы русской и европейской духовной музыки»
А)
3—4 учебных часа
Храмовый синтез искусств
Музыка православного богослужения (колокола, пение а capella / пение в
Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре
западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и
ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью,
скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мира.
Б)
4—6 учебных часов
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции
(григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо,).
Знакомство с
историей возникновения нотной записи. Сравнение нотаций религиозной музыки разных
традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты).
Слушание духовной музыки.
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
А)
3—4 учебных часа
Камерная музыка Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и
Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских
композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.
Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои
и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера).
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
А) Музыка и литература
3—4 учебных часа

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн,
баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной
Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.
музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка Рисование
образов программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и
авторов изученных произведений
Б)
Музыка и живопись
3—4 учебных часа
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства.
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление
интонаций изобразительного характера. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия,
пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная
музы-ка. Импрессионизм (на примере творчества К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений.
Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного
характера.
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
А)
Джаз Джаз — основа популярной музыки ХХ века. Знакомство
с
различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, бигбэнд, блюз).
Определение на слух принадлежности к джазовой или классической музыке;
Б)
Мюзикл
Классика жанра.
Знакомство
с
музыкальными
произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре
мюзикла, сравнение с другими жанрами середины XX века (опера, балет, драматический
спектакль) на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли-культурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в
мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной
музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей
страны, своего края.
2.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной
классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни

семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому
себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального
искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком,
навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными
способа¬ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а
также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о
различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма
специальной терминологии.
6.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены,
в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения
своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
7.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к
практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности.
8.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание
чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход
событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития
культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля
к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий
и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения,
жанры и стили музыкального и других видов искусства;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого
слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том
числе исполнительских и творческих задач;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
различать
тексты
информационного
и
художественного
содержания,
трансформировать, интерпретировать их в сооветствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной
установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально-образное
содержание
музыкального
высказывания,
понимать
ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в
соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы
взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления
своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния
активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как
в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых устновок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех до-ступных
формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
—
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
—
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров
музыкальной культуры;
—
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего
народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в
исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за
сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль № 1 «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее
трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной
музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и
деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в
том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям ;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной
музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударношумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров).
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов- классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской
духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения,
интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности,
приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного
жанра.

Тематическое планирование 5 класс
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Тема

№
п/п

1

2

Количество
часов

I раздел. «Музыка и литература»

22ч

Музыка рассказывает обо всём

1

Древний союз

3

Слово и музыка

4

Песня

3

Романс

2

Хоровая музыка

7

Музыка звучит в литературе

2

II раздел. Музыка и изобразительное искусство

11

Образы живописи в музыке

2

Музыкальный портрет

1

Пейзаж в музыке

2

«Музыкальная живопись» сказок и былин

3

Музыка в произведениях изобразительного искусства

4

Всего часов:

34

Тематическое планирование 6 класс
В ЧЁМ СИЛА МУЗЫКИ

№
п/п

Тема

Количество
часов

1

I раздел. Тысяча миров музыки

9

«Музыка души» (2ч)

2

Искусство и фантазия. (2ч)

2

В чем сила музыки(5ч)

5

II раздел. Как создаётся музыкальное произведение

2

3

20

Единство музыкального произведения(5 ч)

5

«Мелодия – душа музыки» (3ч)

3

Гармония (5ч)

5

Какой бывает музыкальная фактура(4ч)

4

Громкость и тишина в музыке(3ч)

3

III раздел. Чудесная тайна музыки

5

По законам красоты(5ч)

5
Всего:

34ч

Тематическое планирование 7 класс:
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ
№
п/п
1

2

Тема

Количество
часов

I раздел. Содержание в музыке

16

1. Содержание в музыке

4

2. Каким бывает музыкальное содержание

5

3. Музыкальный образ

3

4. О чем рассказывает музыкальный жанр

4

II раздел.

18

«Форма» в музыке.

5. Что такое музыкальная форма.
6. Музыкальная композиция

3
7

7. Музыкальная драматургия

8
Всего часов:

34

Тематическое планирование 8 класс:
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ
№
п/п

1

2

Тема

Количество часов

I раздел. «Традиции в музыке»

17

1.«Музыка «старая» и «новая»»
2.«Сказочно-мифологические темы»
3.«Мир человеческих чувств»
4.«В поисках истины и красоты»
5. «О современности в музыке»

2
3
5
2
5

II раздел. «Музыка как часть духовной культуры
человека»

17

1. «Что такое музыка сегодня»

5

2.«Человек в музыке»

5

3. «Новые музыкальные взаимодействия»

5

4. Музыка с нами

1

5. Обобщающий урок по теме года «О современности в
музыке»

1

Всего часов:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».