География 5-9

Рабочая программа по учебному предмету «География» разработана в соответствии с
законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
последующими изменениями), Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего
образования» (с последующими изменениями).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5-9 классах.
Личностные результаты изучения учебного предмета «География»:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим
нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли
в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5-6 классы

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7-9 классы
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода
из ситуации неуспеха;.
• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
5-6- классы
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
7-9 классы
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
• давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные
виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности;
• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программноаппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
• осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
• использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
• использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
5-6 классы
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7-9 классы
• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование
на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 5-9-х классах являются следующие
умения:
5 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных

источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
6 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и
внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
7 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и
географической оболочки;
- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
и хозяйством отдельных регионов и стран;
- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
глобальном, региональном и локальном уровнях.
• использование географических умений:
- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для
объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных

материках и в океанах.
• использование карт как моделей:
- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на
материках, в океанах и различных странах.
• понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной
специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
8 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного
развития.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных
условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации, степени урбанизации.
• использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
• использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
9 класс
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических
районов.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
• использование географических умений:
- прогнозировать особенности развития географических систем;
- прогнозировать изменения в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
• использование карт как моделей:
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.

Содержание учебного материала по учебному предмету
«География» для 5-9 классов
5 класс
На какой Земле мы живем и как мы будем ее изучать
Как люди открывали Землю. Российские путешественники. География сегодня. Предмет и
задачи географии. Система географических наук. Географические объекты, явления и
процессы. Зачем человеку нужна география. Источники географической информации и работа
с ними. Современные географические исследования. Развитие географических знаний о Земле
представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних
греков и римлян. Ермак Тимофеевич. Иван Москвитин. Семён Дежнёв. Витус Беринг. Михаил
Ломоносов. Современные географические исследования. Космические и геоинформационные
системы
Планета Земля и её изображение
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт
Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая
карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас.
Ориентирование на местности. Земля – часть Вселенной (космоса). Состав Вселенной. Млечный
Путь. Галактики. Световой год как единица измерения расстояния во Вселенной Високосный год.
Общие черты сходства и различия планет Солнечной системы. Уникальность Земли как планеты.
План и карта
Ориентирование и его способы. Компас. Азимут. Определение сторон горизонта и расстояний на
местности. Виды изображения земной поверхности на плоскости: план и карты, атласы,
аэрокосмические снимки. Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от
плана, разнообразие карт, легенды карт. Значение карт в жизни человека. Географическая широта и
географическая долгота, способы их определения.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки. Способы изображения местности.
Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии.
Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут.
Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная
и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности
человека.
Литосфера
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя
часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные
породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные
ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность
Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши:
горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли:
выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность
человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности
людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. Рельеф. Горы. Равнины.
Выветривание. Низменности. Возвышенности. Плоскогорья
6 класс
Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха.
Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты

солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность
воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты
местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Гидросфера
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия
залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел.
Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота,
ледники (горные и покровные).
Биосфера – живая оболочка Земли
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного
мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное
влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Почва и географическая оболочка
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природнохозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой,
атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность.
Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее
изменения под воздействием деятельности человека.
Географическая оболочка - живой механизм
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и
антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и
зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков.
Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
7 класс
Человек на Земле
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная
деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества.
Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга».
Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения
Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира.
Этапы ее формирования. Страны современного мира. Города и сельские поселения.
Природа Земли
Развитие земной коры. Земная кора на карте. Природные ресурсы земной коры. Температура
воздуха на разных широтах. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Общая циркуляция
атмосферы. Климатические пояса и области Земли. Океанические течения. Реки и озера Земли.
Растительный и животный мир земли. Почвы.
Природные комплексы и регионы.
Природные зоны Земли. Океаны. Материки. Как мир делится на части и как объединяется.
Материки и страны
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние
на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического
строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото,
алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера
тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны.
Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север,
Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под

ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках.
Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские
мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение
природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты
природного и культурного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и
небогатый природный мир островов.
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения.
Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом,
отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной
Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный
материк. Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и
своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.
Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием.
Главные объекты природного и культурного наследия.
История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины.
Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки
Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание
природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка.
Современное население. Регионы Северной Америки. Англо- Америка, Центральная Америка и
Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее
влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное
геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство
полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие
реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее
населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения.
Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. ЮгоЗападная Азия - древнейший
центр человеческой цивилизации. Южная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности
человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты
природного и культурного наследия. Египет. Латинская Америка в мире. Бразилия. Англо-Саксонская
Америка. США. Европа в мире. Германия. Евразия в мире. Китай. Индия.
Глобальные проблемы человечества
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной
деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры
происхождения культурных растений.
8 класс
Географическое пространство России
Географическая карта и её математическая основа. Мы и наша страна на карте мира.
Картографические проекций и их виды. Масштаб. Наши границы и наши соседи. Наша страна на карте
часовых поясов. Формирование территории России. Районирование России. Система географических
координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с
топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная
картография. Мониторинг земной поверхности. Наше национальное богатство и наследие.
Население России
Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство
населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения
России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления
внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы
сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и

урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения.
Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты.
Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда
Природа России
Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта.
Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые
пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа.
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы
страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную
деятельность человека. Опасные природные явления.
Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения
тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода.
Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение
атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы
прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека.
Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосфера
Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.
Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их
распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные
льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную
деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды.
Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек.
Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой
Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства,
структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.Почвенные карты.
Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и
загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных.
Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы.
Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.
Природно-хозяйственные зоны и районы России
Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные
зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные
и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная
поясность. Природно-хозяйственные зоны.
Крупные природные районы России
Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа,
Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя
платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Мореноледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины:
железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн,
хибинские апатиты и др.Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный
перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвеннорастительного покрова лесной
зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.
Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной
деятельности.
Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения
региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика.
Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата

региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и
хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор.
Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала
между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия
по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские
самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная
поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные
изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн.
Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и
особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков
избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная
зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение.
Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств:
суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя
Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание
плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медноникелевых
руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский
(Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные
транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы
рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского
хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории,
«оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом.
Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей
природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и
светлохвойная тайга.
Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и
рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера.
Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения.
Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические
ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории.
Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья.
Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и
наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных
зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга —
уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Заключение. Природа и человек
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные
природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние
человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных
ландшафтов, создание природоохранных территорий.

9 класс
Введение
Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный
комплекс.
Россия на карте
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов
как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв.
Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория,
ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы
географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР
как фактор изменения экономико и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное
государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ.
Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования:
однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического
районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли.
Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природа и человек
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным
условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем
развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность
природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных
ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные
черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные
ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и
лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного
наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли.
Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Население России
Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство
населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения
России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций.
Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское
расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма
расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.
Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения.
Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Отрасли хозяйства России
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы.
Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики.
Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный,
трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность.
Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика.
Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС.
Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства:
концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения

отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей
цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое,
транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и
станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности.
Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности:
лесозаготовка,
деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные
комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства
и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского
хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и
факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных
видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Природно-хозяйственная характеристика России
Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север —
самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства
района. Мурманск — морские ворота страны.
Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой.
Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор
развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль
промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.
Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный
центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона.
Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения
страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее
урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль
сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского
хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны.
Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие
отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый
промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля.
Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района.
Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший
производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика

хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны.
Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части
страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Заключение
Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв.
Перспективы развития.

Тематическое планирование учебного предмета
5 класс
Наименование раздела и темы
Введение (2ч)
Зачем нам география и как мы будем ее изучать
Методы географических исследований.
На какой Земле мы живём (4 ч)
Как люди открывали Землю
Как люди открывали Землю
Российские путешественники
География сегодня
Планета Земля (3 ч)
Мы во Вселенной
Движения Земли
Солнечный свет на Земле
План и карта (10 ч)
Ориентирование на местности
Земная кора на плане и карте
Земная кора на плане и карте
Учимся с «Полярной звездой»
Географическая карта
Градусная сетка
Географические координаты
Географические координаты
Учимся с «Полярной звездой»
Контрольная работа по теме: «План и карта»
Литосфера – твердая оболочка Земли (9ч)
Земная кора – верхняя часть литосферы
Горные породы, минералы и полезные ископаемые
Движения земной коры
Движения земной коры
Рельеф Земли. Равнины
Рельеф Земли. Горы
Учимся с «Полярной звездой»
Литосфера и человек
Контрольная работа по теме: «Литосфера - твердая оболочка Земли»
Знакомство с материками (6 ч)
Путешествие по Евразии.
Путешествие по Африке.
Путешествие по Северной Америке.
Путешествие по Южной Америке.
Путешествие по Австралии.
Путешествие по Антарктиде.
Обобщающий урок по курсу 5 класса (1 ч)

Кол-во часов
2
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
Наименование раздела и темы
Гидросфера – водная оболочка Земли (11 ч)
Состав и строение гидросферы
Мировой океан
Учимся с «Полярной звездой»
Воды Океана
Реки – артерии Земли
Озера и болота

Кол-во часов
11
1
2
1
1
2
1

Подземные воды и ледники
Гидросфера и человек
Контрольная работа по теме: «Гидросфера – водная оболочка Земли
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 ч)
Состав и строение атмосферы
Тепло в атмосфере
Атмосферное давление
Ветер
Влага в атмосфере
Погода и климат
Учимся с «Полярной звездой»
Атмосфера и человек
Контрольная работа по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
Биосфера – живая оболочка Земли (4ч)
Биосфера – земная оболочка
Биосфера – сфера жизни
Почвы
Биосфера и человек
Географическая оболочка (4ч)
Географическая оболочка Земли
Природные зоны Земли
Культурные ландшафты
Природное и культурное наследие
Повторение (4 ч)

1
1
1
11
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4

№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Раздел: ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.

Тема 1: Мировая суша
Суша в океане
Тема 2: Литосфера - подвижная твердь
Геологическое время
Строение земной коры
Литосферные плиты и современный рельеф
Платформы и равнины
Складчатые пояса и горы
Тема 3: Атмосфера - воздушный океан
Пояса планеты
Воздушные массы и климатические пояса
Климатообразующие факторы
Тема 4: Мировой океан - синяя бездна
Мировой океан и его части
Движение вод Мирового океана
Органический мир океана
Особенности отдельных океанов
Тема 5: Геосфера - живой механизм
Географическая оболочка
Зональность географической оболочки
Тема 6: Человек разумный
Освоение Земли человеком
Охрана природы
Население Земли
Страны мира
Контрольная работа по разделу:
«Планета, на которой мы живем»
Раздел: МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
Тема 6: Африка - материк коротких теней
ГП и история исследования Африки
Геологическое строение и рельеф Африки

1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1

9
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Климат Африки
Гидрография Африки
Разнообразие природы Африки
Население Африки
Регионы Африки: Северная и Западная Африка
Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная
Африка
Обобщающий урок по теме.
Тема 7: Австралия - маленький великан
ГП и история исследования Австралии
Компоненты природы Австралии
Особенности природы Австралии
Австралийский Союз
Океания
Обобщающий урок по теме.
Тема 8: Антарктида - холодное сердце
ГП и история исследования Антарктиды
Особенности природы Антарктиды
Обобщающий урок по теме.
Тема 9: Южная Америка - материк чудес
ГП Южной Америки. История открытия и
исследования

Геологическое строение и рельеф Южной Америки
41.
Климат Южной Америки
42.
Гидрография Южной Америки
43.
Разнообразие природы Южной Америки
44.
Население Южной Америки
45.
Регионы Южной Америки
46.
Обобщающий урок по теме.
Тема 10: Северная Америка - знакомый незнакомец
47.
ГП Северной Америки. История открытий и
исследований
48.
Геологическое строение и рельеф Северной Америки
49.
Климат Северной Америки
50.
Гидрография Северной Америки
51.
Разнообразие природы Северной Америки
52.
Население Северной Америки
53.
Регионы Северной Америки
54.
Обобщающий урок по теме.
Тема 11: Музей природы планеты Земля
55.
ГП и история исследования Евразии
56.
Геологическое строение и рельеф Евразии
57.
Климат Евразии
58.
Гидрография Евразии
59.
Разнообразие природы Евразии
60.
Население Евразии
61.
Регионы Европы
Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная
62.

1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1

63.
64.
65.
66.
67.
68.
8 класс

Азия
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия
Обобщающий урок по теме.
Контрольная работа по разделу: Материки
планеты Земля
Повторение пройденного за курс 7 класса
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
Обобщающий урок

(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п
Содержание учебного материала

1
1
1
1
1
1

Количество часов

Тема 1. Географическая карта и источники географической
информации
1.
Карта и ее математическая основа.
2.
Топографическая карта.
3.
Космические и цифровые источники информации.
Тема 2. Россия на карте мира
4.
Географическое положение России.
5.
Природные условия и ресурсы.
Часовые пояса и зоны.
6.
Тема 3. История изучения территории России
7.
Русские землепроходцы XI-XVII вв.
Географические открытия в России XVIII- XIX вв.
8.

3

9.
Географические исследования в XX вв.
10.
Роль географии в современном мире.
Тема 4. Геологическое строение и рельеф России
Геологическое летоисчисление и геологическая
11.
карта.
12.
Тектоническое строение.
13.
Общие черты рельефа России.
14.
Литосфера и человек.
Тема 5. Климат России
15.
Факторы, определяющие климат России.

1
1
4

1
1
1
3
1
1
1
4
1
1

1
1
1
1
7
1

16.

Распределение тепла и влаги по территории России.

1

17.
18.
19.
20.
21.

Климаты России.
Воздушные массы и атмосферные фронты.
Атмосферные вихри.
Атмосфера и человек.
Контрольная работа № 1
Тема 6. Гидрография России
Моря, омывающие территорию России.
Характеристики реки.
Реки России.
Озера и болота.

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1

22.
23.
24.
25.

Природные льды.
Великое оледенение.
Гидросфера и человек.
Контрольная работа № 2
Тема 7. Почвы России
30.
Формирование и свойства почвы.
31.
Зональные типы почв.
Тема 8. Растительный и животный мир России
32.
Растительный и животный мир России.
33.
Ресурсы растительного и животного мира.
Тема 9. Природные зоны России
34.
Природные комплексы России.
35.
Природные зоны Арктики и Субарктики.
36.
Леса умеренного пояса.
37.
Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная
поясность.
38.
Природно-хозяйственные зоны
39.
Тема 0. Крупные природные районы России
40.
Природа Арктических островов.
41.
Рельеф и геологическое строение ВосточноЕвропейской равнины.
42.
Климат, внутренние воды и природные зоны.
43.
Природно-территориальные комплексы Русской
равнины: тундровые и лесные районы.
44.
Природно-территориальные комплексы Русской
равнины: лесостепные и степные районы,
полупустынные и пустынные районы.
45.
Кавказ. Геологическая история и рельеф.
46.
Климат, внутренние воды и высотная поясность.
47.
Крым. Геологическое строение, рельеф, климат,
воды, природные зоны Крыма.
48.
Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые Урала.
49.
Климат и внутренние воды Урала.
50.
Природно-территориальные комплексы Урала.
51.
Западно-Сибирская равнина. Геологическое
строение, рельеф и полезные ископаемые.
52.
Климат и внутренние воды.
53.
Природно-территориальные комплексы.
54.
Средняя Сибирь. Рельеф и геологическое строение.
55.
Климат, внутренние воды и природные зоны.
56.
Северо-Восточная Сибирь. Геологическое строение,
рельеф и климат.
57.
Внутренние воды и природнотерриториальные
комплексы.
58.
Пояс гор Южной Сибири. Геологическое
26.
27.
28.
29.

1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59.
60.
61.

62.
63.

строение и рельеф.
Климат и внутренние воды.
Высотная поясность.
Дальний Восток. Геологическое строение
рельеф.
Климат, внутренние воды и природные зоны.
Природно-территориальные комплексы.
Полуостровная и островная части.
Природно-территориальные комплексы.
Приморье и Приамурье.

64.
Тема 11. Физическая география Республики Хакасия
65.
Р.Хакасия. Географическое положение. Рельеф,
полезные ископаемые.
Особенности климата Р.Х.
66.
67.
Гидрография.
68.
Почвы. Растительный и животный мир Р.Х.

1
1
1

1
1
1
6
1
1
1
1

9 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Содержание учебного материала
Введение.
Экономическая и социальная география.
Тема 1. Россия на карте.
Экономико- и политико- географическое положение
России.
Формирование территории России.
Административно-территориальное устройство
России.
Районирование территории России.
Тема 2. Природа и человек
Природные условия России.
Природные ресурсы России.
Хозяйственная деятельность и изменение природной
среды.
Тема 3. Население России
Численность населения России.
Размещение населения России.
Миграции населения.
Сельская форма расселения.
Городская форма расселения.
Этнический и религиозный состав населения.
Трудовые ресурсы и рынок труда.
Контрольная работа № 1
"Тема 4. Отрасли хозяйства России

Количество часов
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
18

17.
18.
19.
20.
21.
22.

Национальная экономика.
Факторы размещения производства.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и
газовая промышленность.
Топливно-энергетический комплекс. Угольная
промышленность.
Топливно-энергетический комплекс.
Электроэнергетика.

1
1

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

1

Металлургический комплекс. Цветная металлургия.
Машиностроительный комплекс.
Химическая промышленность.
Лесная промышленность.

1

Агропромышленный комплекс. Растениеводство.

1

23.
24-25.
26.
27.
28.
29.
Агропромышленный комплекс. Животноводство.
30.
Зональная специализация сельского хозяйства.
31.
Пищевая и легкая промышленность.
32.
Транспортный комплекс.
33.
Нематериальная сфера хозяйства.
34.
Контрольная работа № 2
Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России
36.
Европейский Север. Общие сведения.
37.
Население. Природные ресурсы.
38.
Хозяйство Европейского Севера.
39.
Европейский Северо-Запад. Общие сведения.
40.
Население, природные ресурсы.
41.
Хозяйство Европейского Северо-Запада.
42.
Центральная Россия. Общие сведения.
43.
Население и природные ресурсы.
44.
Центральная Россия. Хозяйство.
45.
Европейский Юг. Общие сведения.
46.
Население и природные ресурсы.
47.
Европейский Юг. Хозяйство.
48.
Поволжье. Общие сведения.
50.
Население и природные ресурсы.
51.
Хозяйство Поволжья.
52.
Урал. Общие сведения.
53.
Население и природные ресурсы Урала.
54.
Хозяйство. Экологические проблемы Урала.
55.
Обобщающий урок: Экономические районы
Европейской территории нашей страны.
56.
Западная Сибирь. Общие сведения.
57.
Население и природные ресурсы.
58.
Хозяйство Западной Сибири.
59.
Восточная Сибирь. Общие сведения.
60.
Население и природные ресурсы.

1
1
1

2
1
1

1
1
1
1
1
1
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61.
62.
63.
64.

65.

Хозяйство Восточной Сибири.
Дальний Восток. Общие сведения.
Население и природные ресурсы.
Хозяйство. Перспективы развития Дальнего
Востока.
Тема 6. География Республики Хакасия
Экономико-географическое положение Р. Хакасия.
Население.

66.
67.
68.

Природные условия, природные ресурсы Р. Хакасия.
Общая характеристика промышленности.
Сельское хозяйство Р. Хакасия.

1
1
1
1
5
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».